Александр Остапенко

OFF ROAD из Луцка

ЛуАЗ-1302 Фанатизм поклонников этого транспортного средства постоянен, и ограничивается лишь чувством юмора владельца . После первого приступа веселья, вызванного "украинским джипом" у вашего ближайшего окружения, вы заметите, что ЛУАЗ - это не только хорошее настроение ваших друзей, но и превосходная проходимость, простота и редкая живучесть (качества, которыми наделены не все экземпляры семейства внедорожников).

ДвигательОдним из факторов, которые способствуют популярности, явилась крайне низкая цена. Свой первый ЛУАЗ я купил с рук в 1992 году за 550$. Это был совершенно новый автомобиль с пробегом в 630 километров - от Луцка до Киева. Рассуждал я примерно так: за эти деньги я постараюсь получить максимум удовольствия и пользы, а если возникнут проблемы технического характера, то попросту отправлю агрегат на свалку. Неожиданно оказалось, что симпатичная морда машинки пришлась по душе моим знакомым и друзьям. Я получал потрясающее удовольствие, устраивая для них ралли по заливным лугам, когда впереди не было видно ничего, кроме высокой травы. Я позволял себе все, что вздумается, не беспокоясь об автомобиле. Я узнал, что он одинаково хорошо плывет по воде, болоту и снежной целине. Моим спортом стало подлое заманивание больших джипов в пески по дороге к холодному свежему пиву. Оказалось, что в его салоне могут поместиться 12 барышень, а инспекторы ГАИ останавливают машину исключительно из любопытства. Я собирал, не выходя из него, грибы и охотился на куропаток. Я подружился с ним, и он стал для меня чем-то вроде собаки.

КабинаЗа пять лет я сменил три "ЛУАЗА". Они подвергались жесточайшей эксплуатации. Расставание происходило в основном потому, что мне предлагали цену, которая позволяла приобрести следующий автомобиль и компенсировать затраты (включая бензин и обслуживание) на предыдущий. Технические решения, заложенные в конструкцию, позволяли это. Автомобиль изготовлен из "железа". Очень простой. В нем практически нечему ломаться. Полный привод, независимая торсионная подвеска, как у обычного советского танка, редукторный колесный привод как у "Хаммера", подключаемый задний мост с блокировкой дифференциала. Регулируются только схождение передних колес и (стандартно) двигатель. Конструкция предусматривает легкую замену ответственных деталей рулевого управления и подвески. Расчет простой: пробежала машинка по болотам и пескам 15 тысяч - проверь, все ли в порядке и замени то, что износилось. Но можно и не менять. Если лень. Просто люфт в рулевом будет несколько больше рекомендованного, но колеса не отвалятся. Тормозные колодки менять приходится через 15 тысяч км. Другими словами - через каждые 15 тыс. км. нужно уделить ему внимание. Если используете его для отдыха, то вряд ли вам удастся накатать больше 5000 км за год. Просто следуйте инструкции по техническому обслуживанию. Кстати, стандартные пробеги до подобного ТО-1 у современных автомобилей западного производства находятся в таких же пределах.

Техническое обслуживание

Смазка. Как оказалось, совершенно новый ЛУАЗ перед употреблением необходимо смазать. а заводе при сборке подвески и карданных шарниров смазку кладут не "досыта". Дело в том, что при недостатке смазки в эти ответственные места легко попадает влага, и начинается кариес. Если же избыток солидола выползает из под уплотнений - карданы вас отблагодарят. Важно проверить наличие смазки в колесных редукторах, коробке передач и двигателе. Обычная предпродажная подготовка. Но, к сожалению, ее приходилось проводить уже после покупки.

Все работы по смазке занимают около получаса и ваш автомеханик может даже не испачкать руки. Да, вот еще что: если во время осенних и зимних охот вам приходится ездить по жидкой грязи глубиной по колено, то в конце сезона обязательно смажьте ходовую вашего транспортного средства. Это касается любого джипа. Любое бездорожье требует дополнительного внимания и масленки. Они все-таки не катера и не болотоходы. "Преодолевать" они могут, но ехать любят все больше по асфальту или паркету.

Шум. В салоне нового автомобиля достаточно шумно. Главная причина - полное отсутствие шумоизоляции. После установки поглощающих звук панелей эта проблема ликвидируется. Еще одним источником звука высокой частоты оказывается твердая пластиковая ручка переключения передач. Одеваем на нее чехол из мягкой кожи. Теперь раздражает звук из глушителя. Выбрасываем глушитель. Звук изменяется. Ставим глушитель от ВАЗ-2101. Теперь раздражает только звук часов.

Пределов совершенству нет. Есть пределы фантазии.

Обкатка. Как известно каждый новый автомобиль должен пройти обкатку. В полной мере это относится и к ЛУАЗу. До тех пор, пока не произойдет приработка узлов, а это 5 - 7 тыс. километров, о нормальной приемистости нечего и мечтать. акат, как явление, практически отсутствует. Зато после 10 тысяч он порхает как птичка.

Расход горючего. Повышенное трение в узлах нового автомобиля становится кошмаром для экономных или малообеспеченных владельцев. 15 литров на 100 км. пути в начале эксплуатации заставляют многих из них искать покупателя на прожорливое чудовище. Свой нынешний ЛУАЗ я приобрел за $570. Исправный автомобиль после пробега 15000 км кушает по трассе 8-8,5литра на 100 км. Этот расход был измерен во время летней поездки в Крым.

Кузов. Одним из достоинств являются богатые возможности трансформации. Легко отстегивается крыша, снимаются двери, опускается ветровое стекло. Внедорожный родстер. Однако если вы попали под ливень, то можете открыть зонтик. Именно такую картину можно было наблюдать этим летом на Крещатике, где непогода застала Посла ее Величества Королевы Великой Британии с супругой. Их ЛУАЗ имеет ярко-оранжевую окраску. Это любимый пижонский внедорожник госпожи. На ветровом стекле красуется надпись по английски: "Лучший из внедорожников". Обслуживалась в посольском гараже тем же посольским механиком, что обслуживает представительскую "конюшню".

Преодоление водных преград. Есть несколько способов. Если глубина брода по - колено и дно твердое вы просто спокойно переезжаете на другую сторону. Если же глубина больше и ширина брода не превышает 10 метров, вам следует привязать к передним буксирным проушинам капроновый трос и перейти на другую сторону. Переправу лучше всего проводить вдвоем. Ваш напарник въезжает в воду и в тот момент, когда ЛУАЗ всплывает и теряет опору под колесами, глушит двигатель. В это время вы подтягиваете его к вашему берегу. После этого вы включаете понижающую передачу и запускаете стартер. Стартер вытягивает автомобиль на сушу. Дело в том, что существует еще и армейская, полноценно плавающая модификация ЛУАЗА. В ней улучшена герметизация кузова и отсутствуют дверные проемы. Движителем являются колеса. Наша гражданская модификация сохранила плавучесть, но не способна плавать на большие расстояния без использования понтона. Вода сочится. Понтоном могут быть обыкновенные 200л бочки из-под горючего. Две бочки обвязываются капроновым тросом и цепляются к буксирным проушинам и балкам, одна спереди и одна сзади. Вы въезжаете в воду и движетесь к другому берегу. Направление движения изменяется поворотом руля. Реакция несколько замедленная, но уверенная. Скорость движения около 4 км/час. Важно заметить, что движение можно начинать только в том случае, если на полу салона нет воды. Если вода появилась, то проверьте уплотнение заднего борта или снимите часть груза. Важно, чтобы берег, к которому вы собираетесь пристать был относительно пологим. А глаза у зрителей - квадратными.

Снежная пустыня. Здесь ваши возможности определяются шириной и типом резины, а также состоянием снежного покрова. Проблему составляют плотные сугробы, высота которых превышает высоту бампера. Их приходится пробивать. Если у вас широкая резина низкого давления с развитыми грунтозацепами, то во многих случаях в этом не возникает необходимости. Вы просто проезжаете над ними. Машина то легкая. Проблема иногда бывает в том, чтобы забраться внутрь, если вы провалились в снег по пояс.

Воздушное пространство. ЛУАЗ, к моему сожалению, не летает. С прыжками на длинные дистанции тоже проблема. Ход амортизации составляет всего 10 см., поэтому возможности гашения ударов ограничены. Не следует прыгать с высоты большей, чем половина метра. Хотя, я слышал, что завод уже выпускает автомобили с пружинно-пневматической подвеской изменяемой жесткости и регулируемым дорожным просветом.

Болото. Если вам все же удалось завязнуть в грязи, то существует несколько способов из нее выбраться. Можно втроем поднять заднюю часть автомобиля и переставить колеса на твердый грунт или подложить под колеса хворост. Таким образом, можно вообще развернуть его на точке. В случае, когда испробованы все обычные средства, воспользуйтесь импровизированной лебедкой. Капроновый трос пропускается сквозь обод заднего колеса и завязывается петлей. Узел должен быть чуть в стороне от центра покрышки. Включаете блокировку дифференциала заднего моста и заднюю передачу. Трос начинает наматываться на колесо. Это упражнение требует аккуратности, поскольку вам необходимо следить, чтобы трос не соскочил. Если вы крепили трос только к одному колесу, то машина стремится развернуться и вам необходимо компенсировать это движение. Можно обезопасить себя от подобных неприятностей установив на колесных дисках съемный шкив. Тогда вы просто закрепляете в нем трос и подтягиваетесь к твердому месту.

Охота. Позволяет перевезти необходимое количество участников с их рюкзаками и собаками в любой указанный пункт.

Подъем по склону 60%. Необходимо помнить, что повороты на таких склонах противопоказаны. Двигаться лучше всего на понижающей передаче и без остановок. Дело в том, что грунт под колесами может "поплыть" и машина потеряет управление. Спускаться по такому склону я не пробовал и, откровенно говоря, наверное, не решился бы.

Песок. Даже не буду вдаваться в подробности. Езжайте куда хотите.

Грузоподъемность. Хоть в технических условиях и указана полезная нагрузка - 400 кг, но на самом деле при необходимости тонна груза за вашей спиной - не предел.

Противодействие угону. Долгое время я был уверен, что мысль об угоне ЛУАЗа может прийти в голову только больному человеку. Как оказалось, я был не прав. Он понадобился на запчасти. Но как бы то ни было, уже через две недели машину нашли и я отвез благодетелям из РОВД достаточное (надеюсь) количество водки, а угонщик отправился туда, куда положено.

Уборка салона. Не знаю, как вы отнеслись бы к тому, что четыре здоровых мужика в забрызганных грязью и глиной сапогах бросят в ваш велюровый джип добытого на охоте кабана, а потом еще и сами влезут. С ногами. С ЛУАЗом поступайте просто. Поставьте на уклон. Откройте водопроводный кран и с помощью шланга смойте всю грязь струей воды. Если нет водопровода - пары ведер воды вам хватит.

ГАИ. Относится благосклонно. Этим летом во время поездки в Крым меня остановили всего один раз. На обратной дороге. При въезде в Киев. Единственное, что спросил инспектор - "Ну как ваш джип себя вел?"

Комфорт. Удобства в этом автомобиле, что называется, "во дворе". Жигулевская печка, стеклоочиститель и сидения такие же, как на ВАЗ-2101. Единственное, чего в избытке, так это места для ног. В холодную погоду могут запотеть стекла, но этот недостаток легко устраняется переключением отопителя на забор воздуха снаружи автомобиля. Влажный холодный воздух постепенно выдувается теплым через открытую форточку и имеющиеся щели.

Тюнинг. Возможности для тюнинга необъятны. Начнем с того, что при желании вы можете срезать весь верх кузова и на его месте выстроить что-либо свое. апример, нечто в стиле "Хаммера". Установить стильные сидения с электроподогревом, приборную панель, хромированные подножки и отделать кузов. Элементарно становятся колеса большого диаметра. Двигатель допускает форсирование (увеличение объема до 1, 3 л.) до 65 л.с. а с установкой турбонаддува и все 85. При желании можно добавить еще одну пару колес, конструкция это позволяет. Хотя аппарат с колесной формулой 6х6, я думаю, лучше заказывать прямо на заводе. Такая модификация под именем "Изыскатель" существует. Естественно, все усовершенствования лучше поручить профессионалам. И спросить будет с кого. В случае чего.

Как лучше всего себя вести за рулем. Доброжелательная улыбка ко всем кто разглядывает вас и ваш "Хот Род". Поверьте, это гораздо приятнее, чем делать "отмороженное" лицо как у седока навороченного "Бимера" или "Мерина". Тем более, что известно - играют они в отморозков из робости, оставшейся от детства. Улыбнуться незнакомому человеку иногда сложнее, чем дать ему по роже. Шутка. Правда в том, что на улыбку чаще всего отвечают улыбкой. Предлагайте свою помощь в вытаскивании из грязи всем, кто в этом нуждается. Чаще всего это веселое и интересное занятие.

Прозвища. Одни его называют Жужик, другие Волынянкой. Мои друзья называют его Тазиком в противовес Газику. Имя Тазик придумала моя приятельница, профессионал-психолог и очень гордится этим.

Конструкция. Вот основные технические данные модели 1302 выпуска 1994 г.: Двигатель - четырехтактный карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 52л.с. Модификация известного двигателя, используемого на "Таврии". От оригинала отличается конфигурацией стыка коробки передач.

Признание достоинств.

(c)1997..98
Сергей Ткачев

Напишите мне ICQ pager 12522819 [К началу]