Ссылка

Основные операции регулировки автомобиля ЗАЗ-965А

Проверка и регулировка зазоров в механизме привода клапанов.

Проверка и регулировка зазоров в механизме привода клапанов производится на холодном двигателе, когда толкатели клапанов находятся в нижнем положении (клапан закрыт). При регулировке ни в коем случае не уменьшайте зазоры против нормы. Уменьшение зазоров вызывает неплотную посадку клапанов, падение мощности и прогар клапанов.

Проверку и регулировку производите в следующей последовательности:

Снимите крышки головок цилиндров, проследив за сохранностью прокладок. Проверьте затяжку гаек, крепящих валики коромысел к стойкам.

Расположение номеров цилиндров Установите поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия. Для этого необходимо повернуть коленчатый вал в положение, при котором риска ВМТ на шкиве совпадает с выступом или меткой на маслозаливной горловине, а оба клапана первого цилиндра полностью закрыты (коромысла этих клапанов могут свободно покачиваться).

Регулировка зазоровПроверьте при помощи плоского щупа зазоры между клапанами и коромыслами первого цилиндра. Величина зазора должна быть:

Следует помнить, что крайние клапаны - впускные, а средние - впускные.

Если зазоры неправильные, то отверните контргайку регулировочного винта на коромысле и, вращая отверткой регулировочный винт (предварительно установив между носком коромысла и стержнем клапана соответствующий щуп), установите необходимый зазор. Во время вращения винта рекомендуется несколько передвигать щуп. Щуп должен протягиваться с небольшим усилием.

Удерживая отверткой винт, затяните контргайку и снова проверьте зазор.

Поверните коленчатый вал на пол-оборота, проверьте зазоры клапанов второго цилиндра и отрегулируйте, если необходимо.

Далее поверните коленчатый вал еще на пол-оборота и проверьте зазоры клапанов третьего и четвертого цилиндров.

Регулировка натяжения ремня вентилятора

Натяжение ремня вентилятораНатяжение ремня вентилятора следует проверять перед каждым выездом. Слабое натяжение ремня приводит к пробуксовке, вызывающей перегрев двигателя и недостаточную зарядку аккумулятора. Сильно натянутый ремень быстро изнашивается и вызывает преждевременный износ подшипников генератора.

Регулировку натяжения ремня производите в следующем порядке:

Отпустите болт крепления направляющего аппарата вентилятора; втолкните пучок проводов к генератору в кожух и поворачивайте направляющий аппарат по часовой стрелке до тех пор, пока ремень не натянется. При ослаблении натяжки ремня направляющий аппарат поворачивайте только против часовой стрелки, а пучок проводов вытягивайте из кожуха, чтобы не повредить наконечники проводов к генератору.

После регулировки и проверки прогиба ремня затяните болт.

Регулировка малых оборотов холостого хода

Винты регулировки карбюратора Регулировка малых оборотов холостого хода двигателя производится упорным винтом 2, ограничивающим закрытие дроссельной заслонки, и винтом 1, изменяющим состав смеси. При завертывании винта 1 смесь обедняется, а при отворачивании - обогащается.

Обкатанный двигатель должен устойчиво работать на малых оборотах холостого хода (500-600 об/мин).

Регулировку малых оборотов холостого хода нужно производить на хорошо прогретом двигателе при отрегулированной системе зажигания.

Винты регулировки карбюратораПеред началом регулировки заверните винт 1 до отказа, но не туго, а затем отверните на 2-2,5 оборота, заведомо обогатив смесь.

После этого запустите двигатель и установите винтом 2 такое открытие дросселя, при котором двигатель работает вполне устойчиво. Затем винтом 1 установите состав смеси, на котором двигатель будет давать наибольшее число оборотов. После этого уменьшите число оборотов винтом 2 до необходимых устойчивых малых оборотов холостого хода.

Для проверки регулировки следует резко нажать на педаль привода дроссельной заслонки и быстро отпустить. Двигатель должен плавно, без перебоев, набрать обороты, а при резком отпускании педали перейти на минимально устойчивые и не заглохнуть. В случае, если двигатель глохнет, несколько увеличьте винтом 2 число оборотов.

При правильной регулировке привода дроссельная заслонка карбюратора должна быть полностью прикрыта при отпущенной педали и полностью открыта при нажатой до отказа педали. Надлежащая работа системы привода обеспечивается соответствующим натяжением троса привода, крепление которого производится винтом на тяге рычага дроссельной заслонки.

Чистка и регулировка зазора контактов прерывателя

Зазор прерывателяОсмотрите рабочие поверхности контактов и, если они загрязнены, замаслены или обгорели, очистите их. Пользуйтесь замшей или чистой тканью, не оставляющей волокон, смоченной авиационным бензином или спиртом. При необходимости, если контакты обгорели, зачистите их специальной абразивной пластинкой. Наждачной шкуркой для этого пользоваться нельзя. Зачищая контакты, только удалите бугорок на одном из них и несколько сгладьте поверхность другого, где образовалось углубление.

Для проверки зазора установите, вращая коленчатый вал рукояткой, кулачок прерывателя в положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Проверьте плоским щупом величину зазора - он должен быть в пределах 0,35-0,45мм. При необходимости отрегулируйте зазор, для чего ослабьте стопорный винт 1, крепящий пластину 2, несущую неподвижный контакт прерывателя. Затем, вращая регулировочный винт 3, установите по щупу зазор. Заверните стопорный винт 1. Следует иметь в виду, что после регулировки зазора между контактами прерывателя нарушается первоначальная установка зажигания. Ее необходимо проверить и, если нужно, подрегулировать.

Удаление нагара из камер сгорания и днищ поршней

После пробега 12000-15000 км возникает необходимость в удалении нагара с поверхностей камер сгорания, днищ поршней, головок клапанов, а также со стенок впускных и выпускных каналов головок цилиндров.

Нагар обладает плохой теплопроводностью, поэтому с его появлением резко ухудшается отвод тепла, происходит перегрев двигателя и снижение его мощности. Наличие нагара в камерах сгорания способствует появлению детонации и калильного зажигания.

Интенсивность отложения нагара зависит от технического состояния двигателя, сорта и качества применяемых для двигателя бензина и масла, а также от условий эксплуатации (короткие рейсы в городе с малой скоростью и частыми остановками, недостаточный прогрев двигателя).

В процессе эксплуатации происходит неоднократное удаление нагара из камер сгорания при движении с большими скоростями. Наибольший эффект достигается при применении для этого бензина А-80.

Может быть рекомендован и другой способ удаления нагара, без разборки двигателя, чтобы не нарушить приработки деталей, а также сальниковых уплотнений, которые неизбежно будут нарушены при снятии головок.

Этот способ заключается в заливке в каждый цилиндр раствора, состоящего из 50% ацетона, 25% керосина и 25% масла для двигателя, при этом двиагтель должен быть теплым. Очистку нагара желательно приурочить к смене масла в картере двигателя.

Перед заливкой в цилиндры раствора следует провести ряд подготовительных операций.

Снять крышки головок цилиндров и между стержнями клапанов и коромыслами установить металлические пластинки, не нарушая регулировки клапанов, с целью исключить компрессию в цилиндрах. Пластинки должны быть шириной 10мм, длиной 20мм и толщиной 0,8мм.

Затем вывернуть свечи, установить поршень первого цилиндра в нижнее положение и залить в цилиндр 80-100 куб.см раствора и установить свечу на место. Проделать указанные операции с остальными цилиндрами и прокрутить коленчатый вал рукояткой, сделав 10-15 оборотов, снять пластины и установить крышки.

С залитым раствором следует оставить двигатель на 16-17 часов, а затем вывернуть свечи и прокрутить коленчатый вал, сделав 5-6 оборотов с целью продувки цилиндров, а свечи промыть в бензине. Слить масло из картера двигателя и заменить его свежим. Затем ввернуть свечи и пустить двигатель.

Затем рекомендуется, используя высокооктановый бензин и более раннее зажигание, совершить пробег с максимально возможной скоростью по хорошей дороге.

Установлено, что после 100км пробега нагар удаляется полностью. После пробега 500км рекомендуется вторично сменить масло, так как оно будет загрязнено растворенным нагаром.

Регулировка свободного хода педали сцепления

Для нормальной работы сцепления и привода необходимо обеспечить свободный ход педали сцепления, равный 25-35мм (по центру нажимной площадки педали). Это соответствует зазору 2,5-3,5мм между пятой и выжимным подшипником.

При недостаточной величине зазора выжимной подшипник будет прижиматься к пяте, что приведет к выходу из строя подшипника, пробуксовке сцепления и износу фрикционных накладок. Если зазор чрезмерно велик, это приводит к неполному выключению сцепления, затрудняет переключение передач, может вызвать поломку зубьев шестерен и повышенный износ колец синхронизаторов.

Регулировка сцепленияРегулировка свободного хода педали осуществляется изменением длины троса с помощью регулировочного наконечника, троса и гаек. Для уменьшения свободного хода педали расконтрите регулировочную гайку 3, отпустив гайку 3; удерживая наконечник 1 за лыски, заворачивайте гайку 2. Для увеличения свободного хода гайку 2 отворачивайте. После регулировки свободного хода гайку 2 законтрите гайкой 3.

Регулировка пяты сцепления относительно маховика производится на заводе, и в процессе эксплуатации регилировать ее не следует.

(c)1997..98
Сергей Ткачев

Напишите мне ICQ pager 12522819 [К началу]